8мм камера "Кама", 1957-64. Производство завода п/я №157, Г.Казань.Позднее называвшегося Казанский оптико-механический завод с 1962г .
Привод пружинный, завод на 2 метра. Скорости 16 и 32 к/с, покадровая съемка. Зарядка кассетная, на 10 метров пленки. Объектив 12,5/2.8. Габариты 130х125х65, вес 670 грамм. В комплекте три кассеты, фильтр ЖС-17, насадочная линза +4 диоптр. Выпускалась в нескольких вариантах окраски).
Это первая советская камера для пленки 8мм. До этого ни пленки, ни аппаратуры 8мм в СССР не производилось и не закупалось за рубежом. Поэтому она продавалась как отдельно, так и в комплекте с проектором 8П-1.
CINE CAMERA "KAMA" it is produced factory №157. Year 1957 (pic. 1-2) & KOMZ (Kazan Optical and Mechanical Plant) Year 1961-64 (pic. 3)
It is a first camera for 8mm film in the USSR. The camera has casette loading 10m 1X8mm film. One spring wind ensures a 2-m film run. has its speeds are 16 and 32 f.p.s. The camera has 2,8/12,5 mm lens. And parallax view-finder. The cine camera measures 105X85X40mm, mass is 0,67 kg. It is the least has size of cameras for 8мм film in the USSR.
Немного о кинокамере «Кама»: из наблюдений коллекционера
Поделюсь своими наблюдениями по поводу Камы. Уж очень мне нравится этот малыш-аппарат, первая, как его справедливо называют, любительская киносъемочная камера отечественной разработки, выпущенная в серию.
«Кама» - название любительских киносъемочных аппаратов для кинопленки формата 8 мм, которые выпускались на Казанском оптико-механическом заводе (в то время - п/я № 157, в годы войны завод № 237) с 1958 по 1962 годы.
Техническое описание камеры можно легко найти в интернете. Я же хочу поделиться здесь своими собственными наблюдениями (в основном как коллекционер) внешних изменений этого аппарата на протяжении недолгого периода его выпуска. Особенно - в начальный период. Но вначале немного истории. На самом деле, очень немного известно об истории создания этой камеры.
Начиная с 1955 года страна готовилась принять активное участие во Всемирной выставке в Брюсселе, которая состоялась в 1958 году. СССР построил грандиозный павильон в 25 тыс. кв. метров, где были представлены самые разные образцы и достижения советской промышленности того времени: станки и космические спутники, произведения искусства и автомобили, самолеты и фотоаппараты. Среди этого выставочного изобилия скромно притаилась кинокамера-малышка Кама, которая тогда была представлена под маркой 8С-1. Этот аппарат вместе со своей парой – кинопроектором 8П-1 разрабатывался специально под EXPO-58, где этот дуэт вызвал большой интерес.
Аппараты Кама и 8П-1 проектировались в отделе Центрального конструкторского бюро казанского завода, который возглавлял Виктор Александрович Широков. Непосредственным конструктором-проектировщиком была Антонина Николаевна Смирнова, оптику рассчитывал Николай Александрович Старшинов. Опытные образцы были изготовлены под руководством начальника цеха № 41 Е. Н. Кожевникова, серию производили в цехе № 17 завода, и первое время вела её тоже А. Н. Смирнова. Таким образом, серийная история кинокамеры Кама началась в 1958 году.
Интерес для коллекционера всегда вызывают экземпляры ранних выпусков. Именно ранние партии продукции (как их еще называют – экспериментальные, установочные) часто являются свидетельством становления производства, экспериментов и изменений, вносимых разработчиками уже по ходу выпуска продукции. Такие производственные опыты хорошо заметны на ряде советских кинокамер: такими были ранние выпуски красногорских моделей Кварц, Кварц-5, ленинградские аппараты Нева, Лада, Аврора и некоторые другие. В более поздние года – в 1970-е, в 1980-е, технологии проектирования и подготовки производства, надо полагать, достигли такого уровня, что модель к началу выпуска подходила практически полностью подготовленной и даже в начальной серии изменения с ней происходили незначительные. Таковы аппараты Кварц 8XL, Лантан, пожалуй, еще серия ЛОМО-Аврора формата 1х8 Супер. С первыми экземплярами Камы такой эффект «начальной серии» наиболее заметен. Действительно, для КОМЗ Кама, как и 8П-1 – это совершенно новый вид, а лучше сказать - новая ниша производственной продукции, ранее не выпускавшейся предприятием преимущественно с военной номенклатурой производства. Этим, видимо, и можно объяснить такие изменения в установочной партии. Всего в серийном выпуске аппаратов Кама можно выделить три основных периода.
Первый - начальная партия. Объём этой партии можно оценить примерным количеством не более 2000 штук, а скорее всего до 1500. Годы выпуска приблизительно 1958 и 1959. Назовём эту партию Серия-1. Основным отличием от других является двуцветность корпусов аппаратов. Наиболее ценными с точки зрения коллекционера являются первые 200-250 экземпляров этой серии. В этой серии нумерация серии идет сквозная, вероятно, с номера 00001.
Второй, более массовый выпуск, составляли экземпляры одноцветные, монохромные (Серия-2). Это приблизительно 1960 год - единственный (пока) год, по которому имеются официальные данные о количестве выпущенных камер - 5,7 тысяч штук. Нумерация продолжалась также сквозная от Серии-1.
Третий период - это владычество камер Кама черного цвета. Вероятно, начался он где-то в конце 1960 года и продолжался до окончания выпуска аппаратов в 1962 году. Аппарат самый массовый и, поэтому, наименее ценный с точки зрения коллекционера. Серийные номера содержат в первых двух цифрах год выпуска (например, 6104267), но редко встречаются также чёрные аппараты, продолжающие сквозную нумерацию предыдущих серий – видимо, это ранние экземпляры этой серии. Пусть это будет Серия-3.
Выделю 11 признаков, по которым шёл процесс модификации внешнего вида аппаратов Кама.
1 признак. Цвет корпуса. Корпуса Серии-1 были окрашены сочетанием из двух цветов: одним цветом окрашены передняя панель и откидная крышка кассетного отсека, другим - остальной корпус аппарата. Мне известны пока пять цветовых сочетаний Серии-1 (в порядке повышения «редкости»):
1) розовый молотковый + серый молотовый (оттенок розового колебался от ярко-розового до розово-бежевого);
2) зеленый + светло-зеленый;
3) кофейный + светло-коричневый;
4) голубой + серо-голубой;
5) голубой + серо-зелёный молотковый.
Вероятно, были и другие сочетания этих же цветов, или даже другие цветовые оттенки, но мне они пока неизвестны. Все камеры этого ряда нечасты, имеют высокую коллекционную ценность, а два последних цвета вообще чрезвычайно редки.
Серия-2 состоит из камер однотонной коричнево-молотковой окраски. Это камеры не редкие, их выпущено достаточно много.
Серия-3 - это камеры черного молоткового окраса с черными же боковыми вклейками из кожзаменителя.
2 признак. Шильда с названием камеры «Кама». Камеры Серии-1 и Серии-2 имели шильды в виде параллелограмма с выполненной наискось надписью «Кама» (аналогичная по форме шильда помещена на кинопроектор 8П-1). Шильда помещался либо ниже объектива, либо выше-слева.
Черная Серия-3 уже не имела накладной шильды, вместо этого название камеры гравировалось над объективом и гравировка выделялась белым цветом (как и в последующих моделях семейства камер Экран).
3 признак. Шкала значений диафрагмы. На Серии-1 и Серии-2 эта шкала была нанесена на специальную накладную пластину, помещенную под крепление объектива, а на значение диафрагмы указывал «индекс кольца перевода» (как сказано в инструкции), а проще говоря - стрелка с точкой. На Серии-3 шкала значений диафрагмы нанесена непосредственно на кольцо объектива.
По этим трем признакам можно легко отнести экземпляр аппарата к той или иной серии. Оставшиеся 8 признаков касаются только первых 200-250 экземпляров Серии-1, то есть это самое начало выпуска. По этим признакам можно распознать аппараты наиболее высокой коллекционной ценности. Назовём эти самые первые и самые редкие экземпляры камеры Серией-1а. Оставшиеся аппараты Серии-1 назовем Серией-1б.
По моим расчетам, Серия-1а закончилась примерно на номерах 00200-00250; в частности аппарат с/н 00176 уже не имеет указанных ниже признаков, в то же время экземпляр 00206 некоторые из признаков сохранил.
4 признак. Форма накладной пластины со шкалой диафрагм у Серии-1а не круглая, а трапецевидная. В таком виде аппарат изображен на фото в самой ранней инструкции (Рисунок 3). Переход с «трапеции» на «круг» произошел даже раньше, чем закончилась Серия-1а: у аппарата с/н 00136 уже круглый диск шкалы диафрагмы. Аппараты с «трапецией» наиболее редки. Кроме этого, «трапеция» выполнена из металла толщиной 1,5 мм, а «круг» значительно тоньше – только 0,3 мм.
5 признак. Накладная панель на четырех винтах, закрывающая плоскость передней линзы видоискателя. После Серии-1а эту панель разработики совсем убрали.
6 признак. Надпись на объективе Серии-1а (относительное отверстие 1:2,8, фокусное расстояние F=12,5, серийный номер и логотип КОМЗ) размещалась на торце достаточно широкого переднего кольца оправы объектива. На всех последующих камерах эта надпись наносилась на боковую цилиндрическую поверхность объектива.
7 признак. Форма стрелки-указателя шкалы диафрагм Серии-1а была различной: от маленького треугольника до широкой трапеции с точкой. В поздних аппаратах Серии-1 и Серии-2 этот указатель в виде небольшой трапеции с точкой.
8 признак. Задняя линза видоискателя на Серии-1а закрыта небольшой металлической накладкой с отверстием на двух винтах. На поздних аппаратах накладки нет, есть слегка выступающая шахта этой линзы.
9 признак. На задней стенке аппаратов Серии-1а имеется скоба-ушко для крепления темляка. Вероятно, темляк был как съемный, так и несъемный (в моей камере 00136 темляк прикреплен «пожизненно»).
10 признак. Замок, фиксирующий крышку аппарата в закрытом положении, имеет в Серии-1а форму крючка, цепляющегося за выступающий из плато кассетного отсека крючок. В поздних аппаратах
такого крючка нет, а зацеп защелки входит в отверстие в самом плато.
11 признак. Количество винтов, которыми крепится откидная крышка на рояльной петле, в Серии-1а равно четырём или пяти. В аппаратах Серии-1 и Серии-2 их количество уменьшено до трёх. В камерах Серии-3 изменено крепление петли крышки: оно скрыто в теле камеры. Таким образом, можно увидеть эволюцию киноаппарата Кама даже на первых полутора сотнях экземплярах её выпуска. Общий смысл этой эволюции - упрощение конструкции, удаление ненужных деталей. К концу недолгого периода выпуска камер Кама производство стабилизировалось, и в аппаратах Серии-2 и Серии-3 таких изменений практически не наблюдается. Все признаки для удобства размещены в таблице, прилагаемой к данной статье.
Конечно, в этом кратком обзоре нет анализа изменения внутренних узлов аппарата Кама. Просто потому, что автор не инженер. Поэтому оставим этот вопрос более продвинутым в конструкторском деле специалистам.
Несколько слов о коллекционной ценности серийных аппаратов. Вообще понятие «коллекционная ценность» является
в значительной степени субъективным, так как для одного коллекционера конкретный аппарат может иметь ценность, и он готов многое отдать за его приобретение, с точки зрения другого эта же камера интереса особого не представляет. Однако можно назвать один объективный признак коллекционной ценности, выраженный через понятие «редкость»: чем реже встречается в продаже аппарат, тем он ценнее. Для большинства коллекционеров
«редкий» – значит «ценный». Редкость, как правило, прямо пропорциональная продолжительности времени, прошедшего с периода серийного выпуска аппаратов, и обратно пропорциональна тиражу выпуска. Некоторые коллекционеры для систематизации своих коллекций вводят собственные шкалы редкости: такая числовая шкала редкости была использована на сайте Александра Комарова fotoua.com. В книге Айдаса Пикиотаса «Эпоха ЛОМО: киноаппараты и люди» также есть указания на коллекционную ценность (редкость) отдельных аппаратов. Вообще, тема измерения коллекционной редкости требует особого исследования и, главное, достижения консенсуса в сообществе заинтересованных коллекционеров.
Грубо выразить коллекционную редкость моделей серийных аппаратов (не рассматриваем здесь раритеты - единичные артефакты с индивидуальной историей или особенностями) можно по тому, насколько часто они появляются в поле зрения при регулярном мониторинге наиболее популярных интернет-площадок он-лайн торговли (аукционы, доски объявлений, витрины антикварных магазинов и др.). Если экземпляры конкретной модели всегда имеются где-нибудь в продаже, то это аппарат скорее массовый, совсем не редкий. Если модель появляется «на горизонте» в количестве двух-пяти раз в год, то это аппарат можно отнести к умеренно редким. Если примерно одна штука в год – то просто редкий. При появлении не чаще одного аппарата определенной модели в два или более лет его можно назвать моделью высокой редкости. Такой способ измерения редкости весьма условен и выражает, скорее, личный опыт автора.
Относительно редкости (и коллекционной ценности) линейки аппаратов «Кама» автор может сказать следующее.
1). Наибольшую коллекционную ценность имеют киносъемочные аппараты Кама с серийными номерами от 00001 до (приблизительно) 00200-00250 и с признаками 4-11. Это Серия-1а, экземпляры которой можно отнести к камерам высокой редкости. Иметь такой аппарат в коллекции почётно и похвально, коллекция может считаться «выдающейся».
2). Аппараты Серии-1б относятся к «просто редким» камерам. Иметь такие камеры необходимо, если коллекция претендует на звание «обширная, полная».
3). Серию-2 нельзя отнести к редким моделям, скорее это массовый аппарат тиражом в несколько тысяч. Такие экземпляры должны быть в любой уважающей себя тематической коллекции, найти их не составит большого труда и не займёт много времени.
4). Черные аппараты Серии-3 - это вообще «массовка» :). Они составляют самую значительную часть выпуска «Кам» на КОМЗ, поэтому особой коллекционной ценности не имеют. В продаже есть всегда, предложения гуглятся в несколько кликов.
Все выводы (кроме изложенных выше исторических фактов) основаны на собственном опыте автора по изучению аппаратов, фото которых имеются или появлялись в различных доступных источниках, а также беседах с коллекционерами или владельцами аппаратов.
Конечно, много интересных деталей удалось бы узнать, доведись автору поработать в заводском архиве КОМЗ. Но, пока, как говорится, не судьба: КОМЗ по-прежнему, как и во времена его становления в довоенные и военные годы, предприятие весьма закрытое.
Автор выражает благодарность руководителю музея боевой и трудовой славы Казанского оптико-механического завода Светлане Васильевне Паниной за предоставленную информацию, которая была использована в статье.
Андрей Анисимов, коллекционер, г. Ижевск.
P.S. Автор будет благодарен за любые дополнительные данные по теме, а тем более данные, подтвержденные фотографиями или документами. При поступлении таких данных автор торжественно обещает дополнить или даже (!!!) пересмотреть выводы статьи.
Фотографии и информацию прислали участники Sim и Jack