«AK-16»
16мм камера «AK-16» 1955г, позднее «Pentaflex-16», Производство Pentacon VEB Kamera und Kinowerke, Dresden, ГДР.
Pentaflex-16 является модернизацией АК-16,(в основном внешний вид). Это универсальная камера предназначенная для обычных киносъемок, телерепортажей, мультипликации, цейтраферных, комбинированных и скоростных съемок. Регулируемый обтюратор 0-180град (только в ручную), сменные приводы: пружинный до 64к/с, 2 электропривода 12в, для норм скоростей до 32 к/с и скоростной до 96к/с, синхронный 25к/с 3х220в. Редуктор для замедленной съемки и обратного хода. Покадровый редуктор. Все приводы, кроме скоростного обеспечивают мгновенный пуск и остановку камеры с закрытием обтюратора, это позволяет использовать снятый материал без монтажа. Кассеты 30, 60, 120м, весь ЛПМ кроме грейфера расположен в кассете, что обеспечивает моментальную перезарядку камеры, зарядка самих кассет кроме рулонной пленки, возможна на свету бобинами, счетчик метров контактного типа находится в каждой кассете а счетчик кадров только в 120-метровой. Камера имеет очень высококачественную оптику «Karl Zeiss Jena». Объективы: основные F-12,5mm 1:2,8 и F-25mm 1:1,4 ; F-50mm 1:1,4(светосильные), при одновременной установке на турель, кольца управления диафрагмой этих трех объективов соединяются, с помощью механизма имеющегося внутри турели, это обеспечивает одновременную установку диафрагмы на всех объективах (удобно при репортажной съемке). Имеются дополнительные длиннофокусные объективы: F-80mm 1:2,8, F-135 1:4.0 и трансфокатор «Пентовар» с двумя сменными задними блоками соответственно F-15-60мм 1:2,8 и F-30-120мм 1:5,6. Имеется компендиум с комплектом светофильтров и масок.
Основные недостатки: большой вес и габариты, приближающиеся к 35мм аппаратам. Большой рабочий отрезок и нестандартная оправа сильно ограничивает применение другой оптики, кроме входящий в комплект. Низкая светосила трансфокатора.
Камера выпускалась практически без изменений, предположительно до 70х годов. Была широко распространена в соцстранах, в западной Европе популярностью не пользовалась. В СССР поставлялась в больших количествах, и имелась почти на всех студиях и телецентрах страны. Особенно популярна была среди кинолюбителей-членов любительских (народных) киностудий. Для индивидуального кинолюбителя камера была не практична, из за больших габаритов и веса, и высокой стоимости - более 3000 руб.
На иллюстрациях 1-5 кадры из фильма "Алло, Варшава!". Интересно, что в последнем кадре показана пленка 2х8мм (видимо, для эпизода не нашлось засвеченной 16мм). Такую пленку тоже можно использовать в 16мм камерах, только ее надо перемотать с 10м бобины на другую. 3- камера на съемках в районе Южно-Судакского Шоссе(АР Крым)
Фото и информацию прислал участник Jack.