Четверг, 26.12.2024, 08:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Login form
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Звук в кинематографе.

Первые эксперименты по внедрению звука в кино были произведены еще Томасом Эдисоном, но они, как и дальнейшие, потерпели неудачу. Это было вызвано тем, что носители изображения и звука были раздельными (кинопленка и виниловый диск). Поэтому широкое развитие звук в кино получил только после ввода в обращение совмещенных носителей звука (звук на кинопленке).

Запись звука на совмещенном носителе.
Метод записи, при котором звуковая дорожка и изображение находятся на одном носителе называется совмещенным методом. При этом звук опережает изображение примерно на секунду(24кадра), потому что звукоблок находится в кинопроекторах на некотором расстоянии от кадрового окна. При его применении практически полностью исключена рассинхронизация изображения и звука, исключая неправильную зарядку кинопроектора (слишком маленькая\большая нижняя петля) или ошибки при печати копии.

Оптическая запись звука.
Оптический метод записи звука характеризуется экспонированием поля для дорожки световым штрихом, имеющим 3 ключевых параметра: длину, ширину и освещенность. Существует несколько способов изменения светового потока в реальном времени:

Фонограмма переменной ширины.
Как можно понять из названия, звуковые колебания в этом случае записываются при помощи изменения ширины звуковой дорожки. Фонограмма при этом выглядит, как на фото [1]. Существует несколько способов получения такой фонограммы. В СССР данный способ впервые был реализован в 1926-28гг профессором Шориным следующим образом:
С магнитофона 1 с предварительно смонтированной фонограммой на перфорированной магнитной ленте сигнал через усилитель 2 поступает на модулятор 5, состоящий из 2 магнитов и дюралюминиевой нити(струнного гальванометра), через которую и проходит сигнал. Нить освещена пучком света от лампы 3, проходящим через конденсор 4. Про прохождении через нить звуковых импульсов она колеблется в магнитном поле, создавая световые импульсы. Они же проходят сквозь микрообъектив 6, имеющий в торце щель и попадают на кинопленку.
Звуковая дорожка, записанная по способу проф. Шорина, состоит из прозрачной и зачернённой части, образующей между собой зубчатую границу[1]. Данный метод применялся так же в первых репортерских кинокамерах, но качество звука было невысоким (из-за отсутствия высоких частот материал подходил только разве что для телерепортажа).
Существуют так же альтернативные методы получения фонограммы переменной ширины. Один из них состоит в применении вместо струнного гальванометра двух тонких пластинок, помещенных в магнитное поле
2 постоянных магнитов. К пластинкам подведен выходной сигнал с усилителя. В соответствии с звуковыми колебаниями пластинки то сближаются, то расширяются, создавая световой импульс, записываемый на кинопленку.



Фонограмма переменной плотности.
Этот метод отличается тем, что для модуляция светового потока осуществляется непосредственно изменением его мощности. В СССР этот метод был изобретен П.Г. Тагером в 1926-28 годах. В системе Тагера свет от лампы проходит через конденсор и поляризатор и попадает на ячейку Керра-маленький сосуд-колбочку, заполненный нитробензолом. В ячейке находятся пластинки-электроды. К ним подведен выход усилителя. У нитробензола есть интересное свойство: чем больше сила идущего сквозь него тока, тем сильнее он преломляет идущий сквозь него свет. Соответственно, под влиянием звуковых колебаний, преобразованных в сигналы, свет будет то ярче, то слабее. После прохождения микрообъектива с щелью на кинопленку попадет горизонтальный пучок света изменяющейся яркости. Его колебания будут зафиксированы на кинопленке. После проявки, фиксирования и промывки пленки мы сможем ее увидеть-это будет полоска, состоящая из тонких горизонтальных чёрточек, отличающихся шириной и степенью прозрачности, примерно как на этой картинке[1].
Более простой метод был создан учеными В.Д. Охотниковым и А. Машковичем в 1929 году. Для модуляции они применили специальную малоинерционную (быстро охлаждающуюся) лампочку, подсоединив к ее контактам выходной сигнал с усилителя. В результате выходная частота составила 3-5 кГц. Но этот метод применим, в основном, только с ч\б кинопленками, так как лампы накаливания имеют существенно изменяющийся спектр излучения. Поэтому в дальнейшем в таких устройствах стали применять газоразрядные лампы, а позднее-светодиоды. Эта система является одной из самых простых в изготовлении в любительских условиях при наличии соответствующих навыков.

Вопреки распространенному заблуждению фонограммы практически никогда не печатают на той же пленке, что и изображение. Так делали только в эпоху зарождения звукового кинематографа с помощью камер с микст-приставкой. Но такая фонограмма не могла удовлетворить более поздние требования - она годилась только как черновая при монтаже звука или для телепередач. Поэтому звук обычно пишут на особые фонограммные пленки. Они имеют низкую зернистость и высокий контраст и обрабатываются особым методом, при котором контраст на пленке получается максимальным.
Несмотря на наличие малого количества методов создания внешний вид звуковых дорожек может сильно различаться: например продольные звуковые дорожки могут иметь от 1 до 5 и более полос, сам внешний вид полос тоже может различаться. Так же собиратели могут встретить фильмокопии с негативной фонограммой (отпечатанные с позитивной), которые могут смотреться необычно на фоне остальных.
Все типы оптических фонограмм свободно воспроизводятся стандартными системами звукочтения 16/35мм проекторов, исключая современные цифровые дорожки в виде штрих-блоков (Dolby или Super16 - между перфорациями).
Так же отдельно следует выделить оптический синхрокод[1], служащий для синхронизации изображения и звука на фонограммной пленке, магнитной ленте или компакт-диске. Сейчас он наиболее распространен в виде системы DTS (звук на DVD-дисках и синхрокод на 35мм копии между аналоговой дорожкой и кадром).


Магнитная запись звука
В конце 1950-х годов был разработан новый метод записи звука на кинопленку. После печати смонтированной копии на нее наносились тонкие дорожки из оксида металла (такие же, как на магнитной ленте) методом полива ферромагнитной эмульсии или наклеивания готовых лент. После этого пленка пропускалась через рекордер с комплектом головок для записи стереофонического звука. Данный метод получил широкое развитие начиная с начала 1960-х годов. для его использования применялась специальная кинопленка (с уменьшенной шириной перфораций), на которую производилась печать анаморфированного изображения и наносились 4 магнитные дорожки (для 4-канального звука). В кинопроекторах звук считывался комплектом считывающих головок, установленном на специальном креплении "Penthouse". Благодаря применению магнитного звука качество звучания значительно повысилось, появилась возможность использовать многоканальный звук. Для пленок формата 70мм этот тип звуковой дорожки является единственным из применяемых. Впервые 70мм 6-канальный стереозвук был применен в фильме "Оклахома!". Существовали варианты с разным количеством дорожек и совмещенные варианты, имеющие как оптическую, так и магнитную фонограммы[1][2]. 2-дорожечная магнитная фонограмма применялась на 16мм и 8Н/8С пленках. На них наносилась основная дорожка и дорожка-балансир со стороны перфорации, для равномерности ширины пленки. Позже, с созданием более маленьких малогабаритных головок начали использовать и вторую дорожку, для получения стереоэффекта. Для 16мм и 8мм/8мм "С" это ознаменовало приход звука в фильмы, снятые любителями. Выпускались станки для нанесения магнитной ленты на 8мм кинопленку (этот вариант был приемлимее, так как были не "слышны" склейки) и любительские звуковые С8 камеры со специальными кассетами. Последняя такая кассета сошла с конвейера в 1997 году в связи с приходом видео и токсичностью применяемых веществ. В СССР внедрение этой системы прошло неудачно-кинопроектор "Квант" вышел только в немом варианте, звуковые проекторы "Русь-220" и звуковой вариант камеры "Аврора" так и не поступили на конвейеры в связи с приходом 90-х. Но данная система все же получила развитие благодаря усилиям кинолюбителей, создающих самодельные системы. Большой вклад в развитие звука в любительских фильмах внес изобретатель В. С. Вовченко, написавший несколько книг по созданию из серийной аппаратуры любительских звукомонтажных столиков, проекторов и станков для нанесения дорожек.
Но кроме преимуществ у магнитной системы были и недостатки. Самым главным была высокая стоимость самой системы-комплекта аппаратуры для кинотеатров и самих копий (в 2р выше оптических 35мм). Так же немаловажную роль сыграли недостатки самой магнитной системы - дорожки "заезживались", отслаивались, осыпались, размагничивались и т.д.

Запись звука на полусовмещенном и раздельном носителях.
Данный метод записи отличается тем, что звук и изображение хранятся и воспроизводятся с раздельных носителей. Таковыми могут являться фонограммная пленка или магнитная лента. При этом возникает необходимость в синхронизации изображения и звука. При использовании перфорированных носителей (фонограммная пленка и перфорированная магнитная лента) десинхронизация сведена к минимуму, за счет отсутствия проскальзывания пленки в ЛПМ. Кроме того в таких системах в профессиональной сфере используются специальные просмотровые столы с синхронизированными приводами. Для проката выпускались линейки двухпленочных 16/35мм проекторов-это было выгодно, так как не было необходимости в печати звуковой копии. Так же это применялось при производстве длинных фильмов для коррекции изображения и звука на готовых частях. На ТВ применялось двухпленочное телекино для трансляции телерепортажей и мультфильмов. Поэтому сейчас иногда можно встретить архивные копии в 3 вариантах-позитив, негатив и фонограмма. Для магнитной пленки 6,25 применялись специальные устройства-синхронизаторы. Они были 2 видов-механический и магнитные. Механические контролировали скорость маг. ленты путем вращения самой магнитной лентой спец. шкива, магнитные-считыванием с маг. ленты синхроимпульсов. Данные с синхронизаторов через разъемы поступали на проектор, который в свою очередь подстраивал свою скорость под магнитофон. Перед этим во всех системах обеспечивали начальную синхронизацию-в кадровое окно и перед головкой считывания заряжали кадр(отрезок) с меткой-крестом. Для 16мм кинопленки существовал особый (довольно редкий) вариант проектора "Украина", имеющий кронштейны для параллельного протягивания 6,25мм ленты и магнитные головки.
Полусовмещенный метод заключается в хранении магнитной ленты и кинопленки на одной бобине. При воспроизведении кинопленка поступает на приемную бобину кинопроектора, а магнитная заряжается в ЛПМ магнитофона и поступает на его приемную бобину. Данный метод был реализован кинолюбителями в связке: проектор 8П-1 и магнитофон (например "Комета").
[RBS][KDS][WH]






Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Stepanoff Denis, Kokovin Alexander & Prutov Dmitri; 2024-2009