Понедельник, 25.11.2024, 06:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Login form
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форматы киноплёнок


Узкопленочные форматы

Системы, использующие пленку уже, чем 35мм называются узкопленочными. Такие системы также возникли одновременно с 35мм пленкой, существовало множество пленок различной ширины, из которых нашли практическое применение. 17,5мм, 16мм, 9,5мм, 8мм.



8мм создан в 1932г фирмой «Кодак» США путем разрезания 16мм пленки пополам и добавлением одной перфорации. Это самый узкий формат, его величина позволила создать очень миниатюрные камеры и проекторы. Имелся экспериментальный вариант с магн. дорожкой, не получивший широкого распространения.


Соотношение сторон.......1,35:1
Размер кадра.............4,9Х3,55мм
Шаг кадра................3,81мм
Скорость.................16 к/с (61 мм/с)
Расход...................3,66 м/мин
Фонограмма...............магнитная


11,5мм (8мм+3,5мм для опт. звуковой дорожки) был создан для игрушечного проектора Кеннера в 1965 году.



Соотношение сторон.......1,35:1
Размер кадра.............4,9Х3,55мм
Шаг кадра................3,81мм
Скорость.................   -
Расход...................   -
Фонограмма...............оптическая


Супер 8мм создан в 1964г фирмой «Кодак» США. За счет уменьшения размера перфорации удалось увеличить почти в 1,5р площадь кадра, так же появился зазор для звуковой дорожки(магнитная, стерео). Вариант с оптической дорожкой использовался в самолетах для показа фильмов пассажирам (магнитная из-за частых рейсов быстро приходила в негодность)


Соотношение сторон.......1,34:1
Размер кадра.............5,69Х4,22мм
Шаг кадра................4,234мм
Скорость.................18 к/с (76 мм/с)
Расход...................4,56 м/мин
Фонограмма...............магнитная или оптическая


Super-Duper 8 (SD8) официально появился в 1990-е. Площадь кадра увеличена за счет использования пленки на всю ширину (как с Супер16), благодаря чему удалось получить кадр формата 16:9.




Cоотношение сторон.......1,5:1
Размер кадра.............4.22Х6.36мм
Шаг кадра................4,234мм
Скорость.................24 к/с (91.5 мм/с)
Расход...................4,56 м/мин
Фонограмма...............нет











8.75мм был создан в КНР в 1966г. Цель-создание легкой и портативной кинопередвижки для показа в отдаленных горных деревнях, где нет электричества, при этом качество изображения и звука не должно уступать 16мм в небольших аудиториях. Результат был успешным-масса проектора и генератора не превысила 10кг, при этом картинка и звук были лучше, чем у Super8(звуковая частота - 7кГц). Пленка изготовлялась за счет нарезания 35мм ровно на 4 части с последующим перфорированием(тип "С").Всего было напечатано около 60000 фильмов. Официальная поддержка формата была прекращена в начале 1990-х в связи с приходом телевидения в отдаленные регионы страны.
Дополнительные иллюстрации
[1][2][3][4]
Соотношение сторон.......1,375:1
Размер кадра.............4.51Х6.01мм(27мм²)
Шаг кадра................4,234мм
Скорость.................18 к/с (76 мм/с)
Расход...................4,56 м/мин
Фонограмма...............магнитная


9,5мм создан в 1923г фирмой «ПАТЭ», Франция. Это только немой формат(были варианты Пате со звуковой дорожкой[1]), распространен в основном в романских странах. Сейчас малоиспользуемый.
Соотношение сторон...1,29:1
Размер кадра.........9Х7мм
Шаг кадра............7,54мм









17,5мм - самый старый из узкопленочных форматов, существует с 1895г. Был получен путем разрезания 35мм пленки пополам. Однако долгое время не имел единого стандарта кадра и перфораций (Одно время предлагалось разрезать пополам 35мм со стандартным перфорированием, но из-за риска использования для этого в люб. условиях нитратной горючей пленки формат не был принят) и более-менее сформировался лишь к 1920 году, приняв шаг перфорации кратный 35мм пленке, но с одной перфорацией на кадр. Немой вариант с двухсторонней перфорацией и позднее в 1926г звуковой с односторонней перфорацией.
Соотношение сторон.......1,33:1
Размер кадра.............12Х9мм
Шаг кадра................9,5мм
Скорость.................24 к/с (152 мм/с)
Основной производитель аппаратуры - фирма «ПАТЭ». Формат распространен в основном в романских странах. Сейчас малоиспользуемый.







28мм был создан фирмой Пате для проектора Pathe Kok. Изготовлялся он на диацетатной негорючей основе, пригодной для использования в непрофессиональных условиях. Использовался в Франции и США для печати полных и сокращенных копий художественных фильмов для домашнего просмотра. К 1918г. было продано более 10000 проекторов и 20млн. футов пленки. Производство аппаратуры и пленки было прекращено с началом I Мировой Войны в Европе и после 1920 года в США (был вытеснен 9,5 и 16мм).




16мм создан в 1923г фирмой «Кодак» США. Немой вариант с двухсторонней перфорацией, и с 1932г звуковой с односторонней перфорацией. На этой пленке существуют и другие системы: широкоэкранная с анаморфированным кадром, стерео, супер 16 (1971г).

16 норм./Супер 16
Соотношение сторон..............1,34:1               1,66:1
Размер кадра....................10,05Х7,45мм         12,40Х7,45мм
Шаг кадра.......................7,62мм               7,62мм
Скорость........................24 к/с (182,88 мм/с) 24 к/с (182,88 мм/с)
            Расход..........................10,97 м/мин          10,97 м/мин 

Дополнительные иллюстрации



35мм
1891-1893г Т. Эдисон (США) применил пленку шириной 35мм с двусторонней перфорацией, шагом кадра 19мм, с 4 перфорациями на кадр. Эта пленка без существенных изменений существует до сих пор, и является самой распространенной в мире. Ее часто называют «обычный формат».
1925г принят общемировой стандарт формы и размера перфораций, размеры и расположение кадра для 35мм пленки. Площадь кадра была уменьшена по горизонтали для добавления звуковой дорожки. Разработан фирмой «Пате».
Технические характеристики обычного формата:
Негатив.................Немой              Звуковой
Размер кадра............24Х18мм            22Х16мм
Соотношение сторон......1,33:1             1,37:1
Шаг кадра...............19мм               19мм
Скорость................16 к/с (304 мм/с)  24 к/с (456 мм/с)
Расход..................18,24 м/мин        27,36 м/мин
Фонограмма..............нет                оптическая






Кроме обычного, на 35 мм пленке существовало или существует много различных форматов: широкоэкранные, с кашетированным или анаморфированным кадром, с горизонтальным расположением кадра, стереокино, панорамные, универсальный формат, Формат 35мм Супер.
Подробно о наиболее распространенных:

Анаморфот:
1897г Э. Аббе (Германия) разработал оптическую систему сжатия изображения по горизонтали и назвал ее «анаморфот».
1930г в Париже показан первый анаморфированный фильм с соотношением сторон 2,66:1.
В разных странах позднее применяли анаморфирование различного соотношения сторон, от 1,66:1 до 2,55:1.
1955г в СССР показан первый анаморфированный фильм
Наиболее распространенные системы: «Широкий экран» СССР, «Cinemascope» и «Panavision-35» США. Используют коэффициент анаморфирования при съемке 0,5 и при проекции 2,0.

Размер кадра.............22Х18,6мм         22Х18,6мм
Соотношение сторон.......1,18:1            1,17:1
Шаг кадра................19мм              19мм
Скорость.................24 к/с (456 мм/с) 24 к/с (456 мм/с)
Расход...................27,36 м/мин       27,36 м/мин
Фонограмма...............опт.1 канал  или  магн.4 канала


Кашетированный кадр:
Соотношение сторон 1,66:1 ; 1,85:1 или 2:1, достигается применением рамки, уменьшающей площадь кадра по вертикали. Это снижает качество изображения.
1,66:1 1,85:1 2:1
Размер кадра.......20Х12,5мм         20Х11,5мм         20Х10,35мм
Шаг кадра..........19мм              19мм              19мм
Скорость...........24 к/с (456 мм/с) 24 к/с (456 мм/с) 24 к/с (456 мм/с)
                     Расход.............27,36 м/мин       27,36 м/мин       27,36 м/мин

"Технископ" США
Более экономичная система кашетированного кадра использует 2 перфорации на кадр, но требует специальной камеры с шагом кадра 9,5мм.






65 и 70мм
Системы, использующие пленку шире, чем 35мм называются широкоформатными. Такие системы возникли на заре кинематографа почти одновременно с 35мм пленкой, существовало множество пленок различной ширины, которые впрочем не нашли практического применения. И лишь в 50е годы возник широкоформатный кинематограф, для которого решено было использовать только пленку шириной 65мм и 70мм. Эти пленки имеют одинаковое расположение кадра и перфораций. Отличие лишь в том, что 70 мм пленка имеет большее расстояние от перфорации до края пленки с обоих сторон где располагается фонограмма (расстояние между рядами перфораций как и у 65мм). Все широкоформатные системы используют только магнитную фонограмму. 65мм используется обычно только для съемки, а 70мм для печати копий со звуком, это позволяет уменьшить габариты камеры и вес запаса пленки. Иногда использовалась и 65 мм пленка для проекции, но с фонограммой на отдельной перфорированной пленке. В СССР использовалась только 70мм пленка и для съемки и для проекции. Кроме обычной широкоформатной системы, которая везде имеет соотношение сторон 2,2:1, на этих пленках существуют и другие, например с анаморфированным кадром, с горизонтальным расположением кадра, панорамные, варио, стереокино.


Наиболее распространенные системы:

В 1955г создан фильм, снятый по первой устоявшейся широкоформатной системе «Тодд А.О.» США,
где использовался негатив 65мм и 70мм копии с магнитной стерео фонограммой:

Соотношение сторон.........2,2:1
Размер кадра...............48,6Х22мм
Шаг кадра..................23,75мм
Скорость...................24 к/с (570 мм/с)
Расход.....................34,2 м/мин

1957-59г В СССР разрабатывается Советская широкоформатная система, соответствующая международным стандартам.
Отличается типом фонограммы-магнитная шестиканальная, система "5-1"


Система «MGM-Camera-65» USA.

Отличие этой системы в том, что при том же размере кадра, используется анаморфотная оптика 1,33, при съемке и проекции, что позволило довести соотношение сторон до 2,93:1.
Использовался негатив 65мм, копия 70мм, фонограмма магнитная стереофоническая шестиканальная. Здесь также использовалась и 65 мм пленка для проекции, но с фонограммой на отдельной перфорированной магн. ленте. Остальные характеристики схожи с вышеописанными форматами.


Система «Ultra-Panavision-70» USA.

Отличие: анаморфот при съемке 0,8 , при проекции 1,25 . Соотношение сторон 2,75:1


Система «IMAX(Аймекс)», Канада. Cоздана в 1970г с горизонтальным расположением кадра на пленке 70мм, имеет самый большой кадр.
Соотношение сторон..........1,34:1
Размер кадра................70,4,5Х22,6мм
Шаг кадра...................71,25мм
Скорость....................24 к/с (1710 мм/с)
Расход......................102,6 м/мин
Фонограмма..................магнитная стереофоническая шестиканальная.

[KDS] [~ES~]






Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Stepanoff Denis, Kokovin Alexander & Prutov Dmitri; 2024-2009