Вторник, 16.04.2024, 15:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Login form
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Кама
Кама
Кама

8мм камера "Кама", 1957-64. Производство завода п/я №157, Г.Казань.Позднее называвшегося Казанский оптико-механический завод с 1962г .

Привод пружинный, завод на 2 метра. Скорости 16 и 32 к/с, покадровая съемка. Зарядка кассетная, на 10 метров пленки. Объектив 12,5/2.8. Габариты 130х125х65, вес 670 грамм. В комплекте три кассеты, фильтр ЖС-17, насадочная линза +4 диоптр. Выпускалась в нескольких вариантах окраски).

Это первая советская камера для пленки 8мм. До этого ни пленки, ни аппаратуры 8мм в СССР не производилось и не закупалось за рубежом. Поэтому она продавалась как отдельно, так и в комплекте с проектором 8П-1.


CINE CAMERA "KAMA" it is produced factory №157. Year 1957 (pic. 1-2) & KOMZ (Kazan Optical and Mechanical Plant) Year 1961-64 (pic. 3)

It is a first camera for 8mm film in the USSR. The camera has casette loading 10m 1X8mm film. One spring wind ensures a 2-m film run. has its speeds are 16 and 32 f.p.s. The camera has 2,8/12,5 mm lens. And parallax view-finder. The cine camera measures 105X85X40mm, mass is 0,67 kg. It is the least has size of cameras for 8мм film in the USSR.
 
 


Немного о кинокамере «Кама»: из наблюдений коллекционера
Поделюсь своими наблюдениями по поводу Камы. Уж очень мне нравится этот малыш-аппарат, первая, как его справедливо называют, любительская киносъемочная камера отечественной разработки, выпущенная в серию.

«Кама» - название любительских киносъемочных аппаратов для кинопленки формата 8 мм, которые выпускались на Казанском оптико-механическом заводе (в то время - п/я № 157, в годы войны завод № 237) с 1958 по 1962 годы.

Техническое описание камеры можно легко найти в интернете. Я же хочу поделиться здесь своими собственными наблюдениями (в основном как коллекционер) внешних изменений этого аппарата на протяжении недолгого периода его выпуска. Особенно - в начальный период. Но вначале немного истории. На самом деле, очень немного известно об истории создания этой камеры.

Рисунок 1. Советский павильон на Всемир-ной выставке в Брюсселе, 1958 год

Начиная с 1955 года страна готовилась принять активное участие во Всемирной выставке в Брюсселе, которая состоялась в 1958 году. СССР построил грандиозный  павильон в 25 тыс. кв. метров, где были представлены самые разные образцы и достижения советской промышленности того времени: станки и космические спутники, произведения искусства и автомобили, самолеты и фотоаппараты. Среди этого выставочного изобилия скромно притаилась кинокамера-малышка Кама, которая тогда была представлена под маркой 8С-1. Этот аппарат вместе со своей парой – кинопроектором 8П-1 разрабатывался специально под EXPO-58, где этот дуэт вызвал большой интерес.

Аппараты Кама и 8П-1 проектировались в отделе Центрального конструкторского бюро казанского завода, который возглавлял Виктор Александрович Широков. Непосредственным конструктором-проектировщиком была Антонина Николаевна Смирнова, оптику рассчитывал Николай Александрович Старшинов. Опытные образцы были изготовлены под руководством начальника цеха № 41 Е. Н. Кожевникова, серию производили в цехе № 17 завода, и первое время вела её тоже А. Н. Смирнова. Таким образом, серийная история кинокамеры Кама началась в 1958 году.

Рисунок 2. Рекламный по-стер кинокамеры 8С-1 на EXPO-1958

Интерес для коллекционера всегда вызывают экземпляры ранних выпусков. Именно ранние партии продукции (как их еще называют – экспериментальные, установочные) часто являются свидетельством становления производства, экспериментов и изменений, вносимых разработчиками уже по ходу выпуска продукции. Такие производственные опыты хорошо заметны на ряде советских кинокамер: такими были ранние выпуски красногорских моделей Кварц, Кварц-5, ленинградские аппараты Нева, Лада, Аврора и некоторые другие. В более поздние года – в 1970-е, в 1980-е, технологии проектирования и подготовки производства, надо полагать, достигли такого уровня, что модель к началу выпуска подходила практически полностью подготовленной и даже в начальной серии изменения с ней происходили незначительные. Таковы аппараты Кварц 8XL, Лантан, пожалуй, еще серия ЛОМО-Аврора формата 1х8 Супер. С первыми экземплярами Камы такой эффект «начальной серии» наиболее заметен. Действительно, для КОМЗ Кама, как и 8П-1 – это совершенно новый вид, а лучше сказать - новая ниша производственной продукции, ранее не выпускавшейся предприятием преимущественно с военной номенклатурой производства. Этим, видимо, и можно объяснить такие изменения в установочной партии. Всего в серийном выпуске аппаратов Кама можно выделить три основных периода.

Рисунок 3. Изображение из инструкции кинокамеры Кама

Первый - начальная партия. Объём этой партии можно оценить примерным количеством не более 2000 штук, а скорее всего до 1500. Годы выпуска приблизительно 1958 и 1959. Назовём эту партию Серия-1. Основным отличием от других является двуцветность корпусов аппаратов. Наиболее ценными с точки зрения коллекционера являются первые 200-250 экземпляров этой серии. В этой серии нумерация серии идет сквозная, вероятно, с номера 00001.

Второй, более массовый выпуск, составляли экземпляры одноцветные, монохромные (Серия-2). Это приблизительно 1960 год - единственный (пока) год, по которому имеются официальные данные о количестве выпущенных камер - 5,7 тысяч штук. Нумерация продолжалась также сквозная от Серии-1.

Третий период - это владычество камер Кама черного цвета. Вероятно, начался он где-то в конце 1960 года и продолжался до окончания выпуска аппаратов в 1962 году. Аппарат самый массовый и, поэтому, наименее ценный с точки зрения коллекционера. Серийные номера содержат в первых двух цифрах год выпуска (например, 6104267), но редко встречаются также чёрные аппараты, продолжающие сквозную нумерацию предыдущих серий – видимо, это ранние экземпляры этой серии. Пусть это будет Серия-3.

Рисунок 4. Серии кинокамер Кама

Выделю 11 признаков, по которым шёл процесс модификации внешнего вида аппаратов Кама.

1 признак. Цвет корпуса. Корпуса Серии-1 были окрашены сочетанием из двух цветов: одним цветом окрашены передняя панель и откидная крышка кассетного отсека, другим - остальной корпус аппарата. Мне известны пока пять цветовых сочетаний Серии-1 (в порядке повышения «редкости»):

1) розовый молотковый + серый молотовый (оттенок розового колебался от ярко-розового до розово-бежевого);

2) зеленый +  светло-зеленый;

3) кофейный + светло-коричневый;

4) голубой + серо-голубой;

5) голубой + серо-зелёный молотковый.

Вероятно, были и другие сочетания этих же цветов, или даже другие цветовые оттенки, но мне они пока неизвестны. Все камеры этого ряда нечасты, имеют высокую коллекционную ценность, а два последних цвета вообще чрезвычайно редки.

Серия-2 состоит из камер однотонной коричнево-молотковой окраски. Это камеры не редкие, их выпущено достаточно много.

Серия-3 - это камеры черного молоткового окраса с черными же боковыми вклейками из кожзаменителя.

Рисунок 5. Признаки 1, 2 и 3

2 признак. Шильда с названием камеры «Кама». Камеры Серии-1 и Серии-2 имели шильды в виде параллелограмма с выполненной наискось надписью «Кама» (аналогичная по форме шильда помещена на кинопроектор 8П-1). Шильда помещался либо ниже объектива, либо выше-слева.

Черная Серия-3 уже не имела накладной шильды, вместо этого название камеры гравировалось над объективом и гравировка выделялась белым цветом (как и в последующих моделях семейства камер Экран).

3 признак. Шкала значений диафрагмы. На Серии-1 и Серии-2 эта шкала была нанесена на специальную накладную пластину, помещенную под крепление объектива, а на значение диафрагмы указывал «индекс кольца перевода» (как сказано в инструкции), а проще говоря - стрелка с точкой. На Серии-3 шкала значений диафрагмы нанесена непосредственно на кольцо объектива.

По этим трем признакам можно легко отнести экземпляр аппарата к той или иной серии. Оставшиеся 8 признаков касаются только первых 200-250 экземпляров Серии-1, то есть это самое начало выпуска. По этим признакам можно распознать аппараты наиболее высокой коллекционной ценности. Назовём эти самые первые и самые редкие экземпляры камеры Серией-1а. Оставшиеся аппараты Серии-1 назовем Серией-1б.

По моим расчетам, Серия-1а закончилась примерно на номерах 00200-00250; в частности аппарат с/н 00176 уже не имеет указанных ниже признаков, в то же время экземпляр 00206 некоторые из признаков сохранил.

4 признак. Форма накладной пластины со шкалой диафрагм у Серии-1а не круглая, а трапецевидная. В таком виде аппарат изображен на фото в самой ранней инструкции (Рисунок 3). Переход с «трапеции» на «круг» произошел даже раньше, чем закончилась Серия-1а: у аппарата с/н 00136 уже круглый диск шкалы диафрагмы. Аппараты с «трапецией» наиболее редки. Кроме этого, «трапеция» выполнена из металла толщиной 1,5 мм, а «круг» значительно тоньше – только 0,3 мм.

Рисунок 6. Признак 4: трапеция и круг шкалы диафрагм

5 признак. Накладная панель на четырех винтах, закрывающая плоскость передней линзы видоискателя. После Серии-1а эту панель разработики совсем убрали.

6 признак. Надпись на объективе Серии-1а (относительное отверстие 1:2,8, фокусное расстояние F=12,5, серийный номер и логотип КОМЗ) размещалась на торце достаточно широкого переднего кольца оправы объектива. На всех последующих камерах эта надпись наносилась на боковую цилиндрическую поверхность объектива.

7 признак. Форма стрелки-указателя шкалы диафрагм Серии-1а была различной: от маленького треугольника до широкой трапеции с точкой. В поздних аппаратах Серии-1 и Серии-2 этот указатель в виде небольшой трапеции с точкой.

8 признак. Задняя линза видоискателя на Серии-1а закрыта небольшой металлической накладкой с отверстием на двух винтах. На поздних аппаратах накладки нет, есть слегка выступающая шахта этой линзы.

9 признак. На задней стенке аппаратов Серии-1а имеется скоба-ушко для крепления темляка. Вероятно, темляк был как съемный, так и несъемный (в моей камере 00136 темляк прикреплен «пожизненно»).

10 признак. Замок, фиксирующий крышку аппарата в закрытом положении, имеет в Серии-1а форму крючка, цепляющегося за выступающий из плато кассетного отсека крючок. В поздних аппаратах

Рисунок 7. Признаки 5, 6 и 7

такого крючка нет, а зацеп защелки входит в отверстие в самом плато.

11 признак. Количество винтов, которыми крепится откидная крышка на рояльной петле, в Серии-1а равно четырём или пяти. В аппаратах Серии-1 и Серии-2 их количество уменьшено до трёх. В камерах Серии-3 изменено крепление петли крышки: оно скрыто в теле камеры. Таким образом, можно увидеть эволюцию киноаппарата Кама даже на первых полутора сотнях экземплярах её выпуска. Общий смысл этой эволюции - упрощение конструкции, удаление ненужных деталей. К концу недолгого периода выпуска камер Кама производство стабилизировалось, и в аппаратах Серии-2 и Серии-3 таких изменений практически не наблюдается. Все признаки для удобства размещены в таблице, прилагаемой к данной статье.

Рисунок 8. Признаки 8, 9 и 10

Конечно, в этом кратком обзоре нет анализа изменения внутренних узлов аппарата Кама. Просто потому, что автор не инженер. Поэтому оставим этот вопрос более продвинутым в конструкторском деле специалистам.

Несколько слов о коллекционной ценности серийных аппаратов. Вообще понятие «коллекционная ценность» является

Рисунок 9. Признак 11

в значительной степени субъективным, так как для одного коллекционера конкретный аппарат может иметь ценность, и он готов многое отдать за его приобретение, с точки зрения другого эта же камера интереса особого не представляет. Однако можно назвать один объективный признак коллекционной ценности, выраженный через понятие «редкость»: чем реже встречается в продаже аппарат, тем он ценнее. Для большинства коллекционеров

«редкий» – значит «ценный». Редкость, как правило, прямо пропорциональная продолжительности времени, прошедшего с периода серийного выпуска аппаратов, и обратно пропорциональна тиражу выпуска. Некоторые коллекционеры для систематизации своих коллекций вводят собственные шкалы редкости: такая числовая шкала редкости была использована на сайте Александра Комарова fotoua.com. В книге Айдаса Пикиотаса «Эпоха ЛОМО: киноаппараты и люди» также есть указания на коллекционную ценность (редкость) отдельных аппаратов. Вообще, тема измерения коллекционной редкости требует особого исследования и, главное, достижения консенсуса в сообществе заинтересованных коллекционеров.

Рисунок 10. Аппарат голубого и серо-зелёного молоткового цвета, с/н 00206

Грубо выразить коллекционную редкость моделей серийных аппаратов (не рассматриваем здесь раритеты - единичные артефакты с индивидуальной историей или особенностями) можно по тому, насколько часто они появляются в поле зрения при регулярном мониторинге наиболее популярных интернет-площадок он-лайн торговли (аукционы, доски объявлений, витрины антикварных магазинов и др.). Если экземпляры конкретной модели всегда имеются где-нибудь в продаже, то это аппарат скорее массовый, совсем не редкий. Если модель появляется «на горизонте» в количестве двух-пяти раз в год, то это аппарат можно отнести к умеренно редким. Если примерно одна штука в год – то просто редкий. При появлении не чаще одного аппарата определенной модели в два или более лет его можно назвать моделью высокой редкости. Такой способ измерения редкости весьма условен и выражает, скорее, личный опыт автора.

Относительно редкости (и коллекционной ценности) линейки аппаратов «Кама» автор может сказать следующее.

1). Наибольшую коллекционную ценность имеют киносъемочные аппараты Кама с серийными номерами от 00001 до (приблизительно) 00200-00250 и с признаками 4-11. Это Серия-1а, экземпляры которой можно отнести к камерам высокой редкости. Иметь такой аппарат в коллекции почётно и похвально, коллекция может считаться «выдающейся».

2). Аппараты Серии-1б относятся к «просто редким» камерам. Иметь такие камеры необходимо, если коллекция претендует на звание «обширная, полная».

3). Серию-2 нельзя отнести к редким моделям, скорее это массовый аппарат тиражом в несколько тысяч. Такие экземпляры должны быть в любой уважающей себя тематической коллекции, найти их не составит большого труда и не займёт много времени.

4). Черные аппараты Серии-3 - это вообще «массовка» :). Они составляют самую значительную часть выпуска «Кам» на КОМЗ, поэтому особой коллекционной ценности не имеют. В продаже есть всегда, предложения гуглятся  в несколько кликов.

Все выводы (кроме изложенных выше исторических фактов) основаны на собственном опыте автора по изучению аппаратов, фото которых имеются или появлялись в различных доступных источниках, а также беседах с коллекционерами или владельцами аппаратов.

Конечно, много интересных деталей удалось бы узнать, доведись автору поработать в заводском архиве КОМЗ. Но, пока, как говорится, не судьба: КОМЗ по-прежнему, как и во времена его становления в довоенные и военные годы, предприятие весьма закрытое.

Автор выражает благодарность руководителю музея боевой и трудовой славы Казанского оптико-механического завода Светлане Васильевне Паниной за предоставленную информацию, которая была использована в статье.

Андрей Анисимов, коллекционер, г. Ижевск.

P.S. Автор будет благодарен за любые дополнительные данные по теме, а тем более данные, подтвержденные фотографиями или документами. При поступлении таких данных автор торжественно обещает дополнить или даже (!!!) пересмотреть выводы статьи.

КЛАССИФИКАЦИЯ выпускавшихся киносъемочных камер Кама по вариантам внешнего исполнения
Признаки Серия-1 Серия-2 Серия-3
Серия-1а Серия-1б
 
Примерные годы выпуска 1958 1959 1960 1961-1962
Примерные годы выпуска до 00250 до 01500-02000 до 05700

1) продолжение нумерации вида 06ХХХ, нечастые

2) 61ХХХХ–62ХХХХ
1. Цвет корпуса

Двуцветные:

1) розовый молотковый (с оттенками) + серый молотовый;

2) зеленый + светло-зеленый;

3 ) кофейный + светло-коричневый;

4) голубой + серо-голубой;

5) голубой + серо-зелёный молотковый.
коричнево-молотковая черная с вклейками из кожзаменителя
2. Надпись «Кама» Шильда с надписью «Кама», выполненной наискось ниже объектива или выше-слева него Гравировка выше объектива
3. Шкала значений диафрагмы Накладная пластина На объективе
4. Форма пластины значений диафрагмы Трапеция   Круг   Круг    -
5. Накладная панель передней линзы видоискателя Имеется   Нет    Нет    Нет
6. Надпись на объективе На переднем торце На боковой цилиндрической  поверхности
7. Форма указателя шкалы диафрагмы Треугольный/ широкая трапеция Небольшая трапеция с точкой    -
8. Накладная панель задней линзы видоискателя Имеется    Нет    Нет   Нет
9. Скоба для прикрепления темляка Имеется   Нет    Нет    Нет
10. Замок крышки кассетного отсека Выступающий из плато крючок Отверстие в плато для зацепа замка
11. Количество винтов крепления шарнира откидной крышки    4-5    3  3    -
Редкость Чрезвычайно редкие Редкие Не редкие Частые

Фотографии и информацию прислали участники Sim и Jack
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Stepanoff Denis, Kokovin Alexander & Prutov Dmitri; 2024-2009